http://nsku.od.ua/index.php/novosti/253-k-75-letiju-vladimira-vysockogo-svoj-chelovek-v-odesse.html
СВОЙ ЧЕЛОВЕК В ОДЕССЕ Он
родился в Москве, и умер в Москве. В Москве же учился, работал в театре,
дебютировал в кино - ещё в 1959 году. Только вот оказался настолько
связан с Одессой («В который раз лечу Москва-Одесса»!) и с Одесской
киностудией, что даже в сверхфундаментальной «Большой Энциклопедии
Кирилла и Мефодия» фильмы с его участием перечислены только одесские. А в
Интернете – и вовсе: снятую на одесской натуре ленфильмовскую картину
«Интервенция» зачислили в… фильмы одесского производства. Так
удивительно ли, что на фронтоне нашей киностудии - мемориальная доска с
его барельефом!
Между
тем, почти не меньше киношников, с артистом встречались моряки
Черноморского пароходства: именно они в конце 70-х то и дело видели на
палубах своих лайнеров поистине счастливую семейную пару - Владимира
Высоцкого и Марину Влади. И уж кто-кто, а моряки никогда не упускали
недостижимую для многих иных возможность послушать песни Высоцкого в
живом авторском исполнении - в музсалоне или в кают-компании…
Как-то
белорусские кинодокументалисты стали снимать ещё один фильм о Высоцком.
Приехали к нам, на Французский бульвар, собрали в киностудийном дворе
тех, кто знал и помнил Высоцкого – и попросили: расскажите ну хоть
что-нибудь новенькое, незатасканное, небанальное. И кто-то вспомнил: на
съёмках одного из эпизодов «Эры милосердия» (таково было рабочее
название ныне легендарного сериала «Место встречи изменить нельзя»)
ассистентка Говорухина Людочка Герасименко шла под руку с
Высоцким-Жегловым по парадной лестнице на милицейский праздник. И на
адресованный режиссёру вопрос Володи, как лучше по кадру ему держать
партнёршу, - цитатой из другого эпизода ответила сама партнёрша: «Нежно,
Володенька, нежно!» Мелочь, вроде, но Высоцкий был растроган, и как
только объявили перерыв на обед, он тут же, исключительно для Люды,
запел под гитару. И в павильон сбежались люди из других киногрупп, а
Высоцкий пел, и обед уже кончился, и администратор площадки стал
напоминать, что кино – это производство, и есть план по метражу, и пора
снимать следующий кадр… А тем временем в своём кабинете привычно
заперся начальник первого отдела, по долгу службы «осведомлённый о
чуждых советскому человеку настроениях» актёра и не упускавший случая
«своевременно просигнализировать куда следует об очередных подобных
проявлениях». Ну, ещё бы: то Высоцкий в «Коротких встречах» оказывается в
одной компании, да к тому же – и на экране, с Кирой Муратовой,
«известной диссиденткой и антисоветчицей». То в «Опасных гастролях»
вместе с «неким» Георгием Юнгвальд-Хилькевичем буквально «опошляет и
дискредитирует революционные подвиги отцов и дедов». А уж – не по
фильму, а по жизни – его бурный роман с иностранкой, Мариной Влади, - и
вовсе: «из ряда вон выходящая провокация»!
Впрочем,
в жизни Высоцкий пытался делать вид, что не обращает на это внимания.
Только вот… нельзя было не заметить, что он постоянно находится «на
нерве». Да и как иначе, если в газетах его много лет подряд поливали
грязью, из титров лент, где звучали его песни, чуть не всегда
безоговорочно вымарывали фамилию автора. А сколько раз и вовсе запрещали
ставить его песни в фильмы – как это было, к примеру, на памяти автора
этих строк при работе над первым отечественным широкоформатным вестерном
«Забудьте слово смерть»!
Конечно,
нет на земле святых людей, и каждый грешен, и Высоцкий не исключение,
но тех мифических грехов, которые вешали на Володю при жизни - хватило
бы на парочку штрафных дивизий. Что уж и говорить о том, что при
поистине космической популярности в народе, при абсолютной невозможности
без блата или весомой «корочки» попасть на его спектакли в театре – сам
он не имел ни почётных званий, ни официально-профессиональных премий. А
«всеквартирное» звучание его песен с переписанных многократно
магнитофонных плёнок никак не служило, очевидно, достаточным основанием
для приёма в Союз писателей.
Но
это – общеизвестно. А где же – «изюминки личного общения»? Ведь не
только те минские документалисты, но и в любой иной аудитории на
творческих встречах неизменно спрашивают: «А вы были знакомы с
Высоцким? Так расскажите же о нём что-нибудь особенное!»
Да,
были знакомы. Обращались друг к другу на «ты». Но… Что вспоминать и что
придумывать, если общение-то, собственно, и ограничивалось встречами на
ходу или на бегу в студийных коридорах или во дворе, перебрасыванием
будничными взаимными приветствиями и малозначительными фразами о погоде,
а ещё – то ли «стрелянием» у него курева (из карманов тех самых
игровых жегловских штанов!), то ли, напротив, угощением его своим. Оно
ведь на киностудиях и было так: Высоцкий, Смоктуновский, Гундарева,
Банионис и многие-многие другие – приехали-уехали, отснявшись в
запланированном куске будущего фильма. И далеко не всегда случаются в
съёмочной гонке неторопливые посиделки общения. Хотя, конечно, кое-кто
из наших подсобных рабочих или массовки не преминул бы тут бросить: «да
мы, мол, с Вовкой…»
Между
тем, Владимир Семёнович никак не был рубахой-парнем. Он был закрытым
для очень многих человеком, и число его друзей отнюдь не измерялось
трёхзначными числами. Достаточно ровный в общении, нередко молчаливый,
раскрывался по-настоящему он разве что с самыми близкими товарищами –
как тот же Станислав Говорухин, или мхатовский актёр Всеволод Абдулов. О
чём-то своём негромко говорил с замдиректора картины Володей
Мальцевым, которого вся студия прозвала «Пушкин» (а и впрямь уж больно
он похож на Пушкина!) Всё больше и больше уединялся с оператором
Леонидом Бурлакой – быть может, примеряясь к тому, как будет вскорости
уже в новом качестве работать с мэтром кинокамеры? Ведь и вправду же: на
конец лета – начало осени 1980 года в Одессе намечался режиссёрский
дебют Владимира Семёновича с фильмом «Зелёный фургон». Высоцкий тогда
очень многое ставил на карту, и даже с Театром на Таганке его отношения
по этой причине, мягко говоря, охладились.
Собственно,
история с «Зелёным фургоном» - тоже весьма специфична. Был поставлен в
Одессе в 50-е годы такой фильм, и очень даже хороший фильм, и Юрий
Тимошенко - Тарапунька – блестяще в нём сыграл. Однако режиссёр Генрих
Габай перестал быть советским человеком – и о фильме «забыли». Как будто
и не было такого. И вот в 1980-м должна была состояться новая
экранизация той же самой книги Козачинского. Сценарий написали
персонально для Высоцкого. Поставить же картину Высоцкий просто не
успел. Фильм «Зелёный фургон» сделал другой режиссёр – Александр
Павловский, с участием Дмитрия Харатьяна, Борислава Брондукова,
Регимантаса Адомайтиса, Александра Соловьёва… Лучше ли, хуже ли, чем это
сделал бы Высоцкий? Да нет, просто хорошо сделал по-своему. На то
режиссура и признана творческой профессией, чтобы каждый талант в ней
раскрывался иначе.
А
в Москве - Высоцкого хоронили в разгар Олимпиады. Телевидение бурлило
мажором, и маразмирующий генсек из правительственной ложи Лужников
«делал ручкой» иностранным спортсменам и гостям из социалистических
стран, поскольку иные бойкотировали Москву из-за кремлёвской агрессии в
Афганистане.
Володя
Мальцев помчался в закрытую олимпийскую Москву. Я находился там же в
командировке, но друг друга мы не встретили. Потом, значительно позже,
выяснилось, что мы с ним были в тот день буквально рядом в толпе, но
толпа-то была такая, что лишь бы Ходынки избежать, и то спасибо. Памяти
Высоцкого посвящали стихи Вознесенский и Окуджава, но стихи эти могли
быть опубликованы лишь через годы. И лишь к седьмой годовщине «прописки»
Владимира Семёновича на Ваганьковском кладбище спохватились и объявили
его посмертно лауреатом Государственной премии.
А потом… Потом Высоцкого «назначили классиком». Как ранее классиками назначали
– тоже после смерти! – дожившего свой век в нищете поэта Михаила
Светлова или погибшего на съёмках при неясных и по сей день
обстоятельствах актёра, режиссёра и писателя Василия Шукшина. Стали
издавать и переиздавать стихи и песни Высоцкого, выпускать на экраны
один фильм с его участием или о нём за другим. Гуще, нежели нынче пункты
обмена валют или киоски «Киевстара», стали плодиться его «самые близкие
друзья». Один почтенный наш бывший киноруководитель умудрился и вовсе
выдать в прессе к очередной дате «уже реабилитированного» артиста
воспоминания, из которых следовало: Высоцкий – словно сын ему был, и
очень даже дорожил Владимир Семёнович общением с этим человеком, и
всегда совета у него по любому поводу спрашивал… Только вот, помнится,
никогда они с Володей знакомы не были, и не встречались ни разу. А
однажды, когда при мне этого начальника позвали в павильон, где пел
Высоцкий – он заявил брезгливо и возмущённо: «Да я с этим подлецом рядом
не сяду…» - и далее последовало не совсем публикабельное обозначение места, где сей товарищ не сядет.
А
ещё потом – уже новых кумиров избирали себе «поколения пепси», или
«поколения «Клинского», или поколения чего-нибудь совсем уж особо
новомодного.
И
когда студийный ветеран – фотохудожник Влад Цветков захотел
просто-напросто подарить киностудии свой уникальный архив, где был и
Высоцкий, и далеко не только Высоцкий – ему, Цветкову, сказали, что это
никому не нужно. На тот момент руководство киностудии было озабочено
иными проблемами. Не до кино ему было. И не до тех, кто славу этому кино
в Одессе создавал…
Евгений ЖЕНИН
(редакция текста - по фонограмме творческих встреч автора
в рамках «Дней Одессы в США», 2007 г.)
|