Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Хорошо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАГАДКА ТУРАНДОТ

   Премьера оперы «Турандот» с аншлагом прошла в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.

Неожиданное предисловие

   Изначально – два слова о сюжете: расположения и руки принцессы Турандот один за другим пытаются добиться юноши из разных стран, но ни  один из них не в силах разгадать ее загадок, а потому каждый соискатель счастья и любви в итоге вынужден прощаться с жизнью. И лишь чужеземцу по имени Калаф удается покорить принцессу.

   Между тем, столь мистическую, достойную внешне едва ли не триллера, сюжетную завязку этой классической оперы вдруг поневоле напомнила… новейшая история ее постановки на одесской сцене. И хроника здесь такова. В минувшем сезоне музыкальное руководство Одесской оперой возглавил широко известный и заслуженно популярный в Европе маэстро - народный артист и лауреат Государственной премии Молдовы Александру Самоилэ. Он напрочь не скрывал своих особых привязанностей к творчеству Джакомо Пуччини и весной-2010 представил свое прочтение  партитуры «Турандот». Да, безусловно: Одесский театр обрел выдающегося дирижера. Однако, в целом тот спектакль оценивали по-разному: если вокалисты, хор оркестр вместе с дирижером были достойны единодушных и искренних оваций, то откровенный и размашистый авангардизм постановки Кристиана фон Гетца, пусть даже и вполне профессиональной, все же вызывал вопросы на фоне трепетно-тончайшего и буквально ювелирного обращения с классикой у дирижера. Особой остроты полемике придавало то, что еще свежи были в памяти, с позволения сказать, «экзерсисы» изгнанного из директорского кресла в театре приснопамятного ниспровергателя всех классических канонов и устоев Сергея Проскурни.  Словом, не хотелось бы вспоминать сугубо музыкальный термин «диссонанс», но из-за обстоятельств, сопутствовавших одесскому периоду работы режиссера Кристиана фон Гетца (Германия), вынужден был уйти в отставку уже следующий, после Проскурни, директор театра – замечательный тенор, народный артист Украины профессор Музыкальной академии им.А.В.Неждановой - Анатолий Дуда.

   Прошло меньше года. Генеральным директором театра стала опытный менеджер – заслуженный работник культуры Украины Надежда Бабич, дотоле с успехом возглавлявшая областное управление культуры. Художественное руководство принял на себя заслуженный артист Украины профессор Василий Навротский. И с их приходом совпало по времени предложение, полученное одесситами от зарубежных продюсеров, потрясенных творчеством маэстро Самоилэ: представить оперу «Турандот» японским меломанам. Но… при условии, как настоятельно подчеркивали деликатные японцы, «привычного» образа классической постановки. И вот на исходе зимы-2011 новые афиши с привычным названием запестрели по всей Одессе.

 

Как это делается

   Приглашенный из Санкт-Петербурга режиссер-постановщик – народный артист России профессор Станислав Гаудасинский оказался стопроцентным единомышленником дирижера. Скрупулезно и последовательно он выстроил спектакль так, как и подразумевает классика на академических подмостках – вплоть до специфического, характерного для восточной сказки, сценического движения массовки, или до парадного выноса штандартов-иероглифов, обозначающих суть ответов на коварные загадки принцессы. Традиционны, узнаваемы цветовая гамма и сочетание цвета и света в сценографии художника Ирины Астафьевой. Зато вот непосредственно технологические средства для достижения художественной выразительности Гаудасинский и Астафьева избрали что ни на есть самые современные. Так, росписи отражаются в зеркалах задника, да еще зеркала эти меняют свое расположение одно относительно другого – и в результате происходит не просто дежурная смена декораций, а возникает эффект преображения одного фона в другой, соответственно накалу или спаду действия в каждый конкретный момент. И, таким образом, в наиболее естественных для зрителя условиях формируется необходимый настрой зрительского восприятия. Выигрышными предстают те самые ключевые точки сюжеты, которые таковыми и задуманы. Причем, делается все это настолько тонко, точно и мастерски, что сюжет, вроде бы, органично «идет сам по себе»: режиссура и в самом деле, как заповедано на скрижалях, кажется имплантированной в действо, а режиссер – «растворившимся» в исполнителях. Ну, а более чем тактичное совмещение первого и второго (по либретто) действий оперы в одно, из-за чего трехактный спектакль  становится двухактным – это, согласитесь, уж никак не крамола со стороны знающих толк в своем деле постановщиков.

   Ну, а теперь - об исполнителях. И тут для рецензента, возможно, наибольшая сложность состоит в том, чтобы не переборщить с восторгами. Поэтому примем на вооружение сразу же максимальную, насколько это удастся, аскетичность в тональности оценок.

   Так вот. Бельканто народной артистки Украины Татьяны Анисимовой не нуждается в особой аттестации. И в данном случае ее великолепное сопрано убедительно свидетельствует о том, какой сама примадонна видит свою героиню: «Эта женщина - как Будда. Выходит и олицетворяет собой совершенно непоколебимое создание, что она говорила – мной никто не будет обладать! И в то же время… бантик есть, глазки есть? Глазки есть. О, начало!» (цитата из предпремьерного телеинтервью Т.Анисимовой)

   О Калафе в исполнении солиста Киевской и Одесской оперы Валерия Бендерова можно сказать просто: Мачо! (Ну, неслучайно же  этот тенор – один из самых успешных в стране исполнителей партии Хозе). Еще можно сказать – Герой. А он и впрямь герой: оказываться неизменно вровень с самой Турандот, властной и неприступной – это дорогого стоит. И, право же, даже не зная сюжета, но уже лишь по одному накалу страстей между Калафом и Турандот в трактовке Бендерова и Анисимовой, можно не сомневаться: Калаф добьется своего.  А уж непосредственно в дуэте вокалисты, кажется, превосходят всех и вся. Разве что – кроме…

   …кроме Лиу. У заслуженной артистки Украины Ларисы Зуенко сугубо формально – третья, по сюжетной значимости, партия. Но примадонна Одесской национальной оперы третьей ведь быть не может – по определению! Филигранное владение голосом, блистательное драматическое мастерство, и уже даже не любовь, а сполна заслуженное обожание со стороны одесской (и не только одесской!) публики – это и есть визитная карточка сопрано Ларисы Зуенко. А одну из сверхсложных своих арий вокалистка исполняет piano, будто на полутонах, но пронзительность и чистота звучания ее голоса несомненны в любой точке зала. И тут уже вместе с потрясенной публикой «Браво!» несется и от пришедших на премьеру в качестве слушателей и зрителей признанных мэтров  оперной сцены – народных артистов Украины академика Галины Поливановой и Анатолия Бойко, заслуженных артисток Украины профессора Наталии Ютеш и Елены Стародубцевой…

   И, конечно же, самые добрые слова – заслуженному артисту Украины профессору Василию Навротскому. Он стал здесь, по сути, дважды лауреатом– и как  исполнитель роли Тимура в звездном составе премьерного вечера, и как новоиспеченный художественный руководитель театра. А уж с такой премьерой «на почин» - как говорится, о большем и мечтать не приходится.   

 

Сумма и произведение

   Сказать просто, что спектакль состоялся, или даже сказать, что премьера вышла удачной – право, это не сказать ничего. Переполненный зал устроил овацию триумфаторам этого вечера, и длилась овация чуть не полчаса подряд. Сполна подтвердилась правота гениального Сергея Эйзенштейна, некогда заявившего безапелляционно, что в настоящем искусстве 1+1 – это не сумма, а произведение. Дирижер Александру Самоилэ и режиссер Станислав Гаудасинский в творческом своем тандеме и впрямь создали настоящее произведение, как в математическом значении этого термина, так и в искусствоведческом. Более того. Гаудасинский даже  «обманул», в профессиональном смысле, воспитанную, вероятно, на «творчестве» ранее упомянутого нами Проскурни и иже с ним, «критикессу», которую возмутило… «отсутствие режиссуры» в этой постановке «Турандот»! Иными словами, если по сюжету у Турандот было три загадки, то теперь впору говорить о четвертой - о загадке талантливейшего режиссера, «растворившего себя» в спектакле. Поневоле вспомнится: именно «неуловимость режиссуры» около полувека назад стала загадкой в гениальных и уже канонических товстоноговских «Мещанах»!   

   Однако же, вернемся с берегов Невы на берега Черноморья, и из середины прошлого века – в наши дни. Второй раз подряд за последние полгода одесская театральная жизнь преподносит событие общегосударственного и общекультурного масштаба – первым стала премьера социально-семейной драмы для взрослых «Потап Урлов» в Одесском ТЮЗе, вторым – нынешняя премьера «Турандот» в Оперном. За создание ТЮЗовского спектакля его авторы номинированы на престижнейшую премию в Германии. Успех Оперного театра в ближайшем будущем оценят (верим, что по достоинству!) в Японии

   Так, выходит, совсем не все уж так буднично и монотонно в нашем датском королевстве, именуемом – Его Величество Театр?
                              "Голос Украины" (Киев)


Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
погода
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz