Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Неплохо
3. Хорошо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ БЛИЦКРИГ

 

На первой же пресс-конференции в статусе генерального директора и художественного руководителя Одесского Национального академического театра оперы и балета в начале июля Сергей Проскурня говорил о 73 днях, проведенных им тут в качестве еще только и.о.директора. Журналисты же вспоминали, что ровно 73 дня продолжалась героическая оборона Одессы от фашистов в далеком 1941-м, после чего город накрыла коричневая чума оккупации на кошмарные два с половиной года. А новоиспеченный гражданин начальник не замедлил подчеркнуть: контракт с ним, отныне генеральным и худруком в одном лице, министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун заключил на пять лет.…. 

 Свой устав для чужого монастыря.

Из «кратенького, минут на сорок», вступительного слова С.В.Проскурни журналисты могли уразуметь, что ему, режиссеру, менеджеру, фестивальмейкеру, советнику министра, асу международных связей и спасителю заплесневевшего театра, оказывают сопротивление отдельные несознательные элементы, а именно – оперная труппа во главе с ведущими солистами с европейскими и мировыми именами, едва ли не все наличествующие тут народные и заслуженные артисты Украины, лауреаты множества Международных конкурсов, профессора Государственной музыкальной академии им.А.Неждановой. Аналогично «непонятливыми» оказались и артисты оркестра. Ну, еще и хор, пожалуй. Однако же, с улыбочкой  припомнив поговорку о том, что негоже идти со своим уставом в чужой монастырь, Сергей Владиславович твердо подчеркнул: «на жаль, Одеса – це не Льів, і навіть  не Київ, але порядок я тут все ж таки наведу». И … обиделся на то, что в Одессе его откровенно восприняли как чужака.

Надо ли удивляться, что вскоре в одной из публикаций на сей счет будет справедливо процитирован Лермонтов:

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы.

Не мог простить он нашей славы,

Не мог понять в тот миг кровавый,

На что он руку поднимал.

А события нарастали как снежный ком. Один митинг с требованием убрать Проскурню, потом еще один – и уже вместе с артистами три Героя Украины, пятеро Почетных граждан Одессы, корифеи культуры и искусства с мировыми именами, высшие иерархи религиозных конфессий, политические деятели, депутаты Верховной Рады… Они письменно обращаются к Президенту Украины, Премьер-Министру и Председателю Верховной Рады:

Решение Министра культуры г.Вовкуна В.В. назначить директором и художественным руководителем Одесского Национального театра оперы и балета г.Проскурню С.В. мы считаем серьезной и чреватой непредсказуемыми последствиями ошибкой. Агрессивные и оскорбительные действия нового директора, направленные на уничтожение творческого коллектива театра, разрушение его славных традиций, ничем не прикрытое стремление превратить всемирно известный центр культуры в прокатную площадку, вызвали справедливое возмущение не только внутри коллектива, но и во всей Одессе.

Под прикрытием сомнительных «новаторских» планов г.Проскурня совершил беспрецедентный для полноценно функционирующего театра шаг — на весь летний период, когда город полон туристов и отдыхающих, снял с репертуара все оперные и балетные спектакли. Кроме того, этот далекий, судя по всему, от элементарных понятий о музыкальном театре «деятель» (тем более —  о театре такого масштаба и традиций) вообще позволил себе недостойные вещи — многократные  оскорбительные высказывания в адрес всемирно известной одесской музыкальной и вокальной школ, уничижение всего того, чем Одесса давно гордилась и чем была известна во всем мире.

Первый же шаг нового директора выдал его (думаем, и того, кто его назначил), с головой.

Желание г.Проскурни превратить серьезное академическое учреждение культуры в предприятие, функционирующее лишь для зарабатывания денег, идет в полный разрез с мировым опытом, на который, кстати, новый директор так любит ссылаться. Его поступки вообще напоминают действия человека, пытающегося в период определенной нестабильности как можно скорее прибрать что либо к рукам. В данном случае наложить руку даже на столь уникальное, священное для культуры и духовности страны место, осквернить его своими корыстными намерениями. Мы заявляем — эта психология наглого захватчика, мародера от культуры совершенно неприемлема! Причем не только в Одессе, но и в любом другом украинском городе.

Особенный же цинизм ситуации с Одесским оперным проявился в том, что сразу же после начала массовых акций сотрудников театра, к которым мгновенно подключилась общественность города, министр г. Вовкун перевел г. Проскурню из исполняющего обязанности в должность генерального директора и художественного руководителя театра. Причем это было сделано в обход существующей процедуры назначения — в частности, без представления на должность от руководства области, а также в нарушение базового положения, что художественным руководителем оперного театра может быть только человек с высшим специальным музыкальным образованием.

Мы требуем немедленно избавить театр и город от этого, судя по всему, случайного в украинской культуре человека, и просим при решении вопроса о руководстве театра учесть не только соблюдение необходимых правил, но и мнение коллектива театра и одесской общественности.

Но Проскурня твердо шел к своей цели – к созданию «продукта» (так упорно называл сам он будущее содержание театральной афиши). И продуктом этим предстояло стать так называемому «международному проекту К`АРМЕН (с обязательным ударением на первом слоге). Еще до Одессы сие варево было предложено к дегустации в иных градах и весях, однако единодушие рецензентов, судя уже по одним только заголовкам их публикаций, вряд ли радовало Проскурню: «Держи Кармен шире!», «Секс, наркотики и Кармен»…   

Белокурую путану-кокаинистку, мало чего общего имеющую со знаменитой чарующей героиней Проспера Мериме и Жоржа Бизе, представили одесским меломанам привезенные Проскурней из дальних далей голландцы и немцы. Да еще – на фоне сверхаскетичного задника, точно позаимствованного из провинциальной дешевенькой антрепризы… Обсуждая звучание оркестра, сценографию и костюмы, уровень вокально-драматической готовности и психо-физическое соответствие предложенным ролям у выпускницы днепропетровского музыкального училища (Кармен) и бывшего артиста одесской опереточной сцены, поехавшего искать удачу сначала на Урал, а потом в Беларусь (Хозе), - солидная консерваторская профессура разве что не соперничала в остроумии и язвительности с профессиональными фельетонистами. Зато, прибежавшие в Оперный (за неимением казино для разнообразия?) завсегдатаи ночных клубов визжали от восторга: Кармен то гладит мужчин по причинному месту, то напоминает своими действиями героиню «Основного инстинкта», а участники массовых сцен прикладываются к бутылке…

Воистину: андеграунд на академической сцене. И как горько-непохоже на замечательный «одноименный» спектакль, десятки лет с триумфом шедший тут…

9 июля о прежней здешней «Кармен» вспомнили не только одесситы. Именно о той, старой славной и доброй постановке было сказано: «вашей «Кармен» восхищается весь мир, и нужно что-то сделать, чтобы вы и дальше спокойно делали эту работу». Слова эти произнесла Премьер-Министр Украины Юлия Тимошенко, которая быстро, радикально и убедительно разрубила гордиев узел:

Премьер-министр Украины Ю.В.Тимошенко встретилась с представителями коллектива Одесского национального академического театра оперы и балета. Они просили Премьер-Министра вмешаться в ситуацию и назначить руководителем человека, пользующегося авторитетом в коллективе, имеющего музыкальное образование и признание аудитории

Юлия Тимошенко по предложению коллектива театра назначила исполняющим обязанности директора  Анатолия Дуду - народного артиста Украины, профессора Одесской государственной музыкальной академии им.А.Неждановой. Бывший руководитель театра Сергей Проскурня будет переведен на другую работу.

Также Премьер-Министр издала распоряжение Министерству финансов о финансировании Одесского национального академического театра  оперы и балета в соответствии с существующим статусом -  национальный.

 

Кто есть Who.

Обратите внимание: в правительственном сообщении особо подчеркивалось, что руководитель  Национальной академической оперы должен иметь музыкальное образование и признание аудитории.

Между тем – обратимся-ка к биографии С.Проскурни. Заглянем в «Википедию».

Начинал музыкальное образование во Львовской детской музыкальной школе. В 1973 г. поступает в Черкасское музучилище, которое оканчивает в 1977 г. Пытается поступить в театральные вузы Москвы, но безуспешно

В 1980 г. поступает в Инстутит им.Карпенко-Карого… в 1983 г. получает в институте право на свободное посещение занятий…

И тут – цитата из интервью самого Проскурни газете «Зеркало недели», № 19 (747) за 30 мая - 5 июня 2009 года:  - Меня выбросили в восемьдесят восьмом году из театрального института. Ни с кем я не мог найти общего языка.

Ну, вот. Очевидно, как и революционные матросы октябрьского переворота в 1917-м, Сергей Владиславович вправе сказать о себе: «мы консерваторий (не говоря уж об академиях!) не кончали-с». Не потому ли и взгляды Проскурни, и его сентенции, публично озвученные – остаются «недопоняты» профессиональными музыкантами высшего класса?

Но, собственно, каковы его взгляды? И как воплотились они в «художественное творчество» нашего фигуранта? Вернемся к «Википедии» о Проскурне:

1988. Киев. Серия хэппенингов на экологическую тематику.

1990. Львов. Фестиваль нетрадиционных жанров искусства «Вывих».

1993-1996. Мастер-классы для детей с синдромом Дауна и глухонемых.

2003. Телевизионный проект «Дорогами Украины» по заказу «Укрзалізниці».

2007. Творческая деятельность в рамках ООО «Проскурня-продакшн». Тренинги для журналистов и телеведущих.

С декабря 2007 – в команде Министра культуры и туризма Украины В.Вовкуна, вскоре – советник Министра (на общественных началах).

22 апреля 2009 г. С.В.Проскурня назначен и.о. гендиректора Одесского театра оперы и балета. 30 июня (через два месяца с небольшим, вместо полугода!) утвержден в должности Генерального директора – художественного руководителя Одесского национального академического театра оперы и балета.

М-да… Настолько, видать, торопился с этим назначением министр В.Вовкун, что даже не удосужился согласовать вопрос, как это положено, с губернатором Одесской области Н.Сердюком. Да и не смутило министра отсутствие высшего музыкального образования у столь спешно испекаемого им художественного руководителя академической оперы! Воистину, когда нельзя, но очень хочется – то можно, и даже без таких «мелочей», как соблюдение порядка и Закона… (Не потому ли и поныне на официальном сайте Минкульта не найти приказов ни за 22 апреля, ни за 30 июня… Хотя нумерация приведенных там документов – исправно-сквозная, и остается лишь гадать, были ли эти приказы вообще, или пригрезились кое-кому…)  

А вот что не грезилось Проскурне, а составляло, очевидно, фундамент его деятельности – так это те самые «художественные взгляды и убеждения», которые он всячески и не раз декларировал в своих интервью (приводятся языком оригинала, во избежание обвинений в возможных накладках при переводе):  

…Стара гвардія… яка була колись у столичних театрах – від неї просто тхне нафталіном. Це переважно бідні люди, котрі не вписалися в систему координат «дикого капіталізму», тотального піару й лакованого гламуру. Вони ніби залишилися в давньому часі: носять ті ж кофтинки, що й у 1970-х, забувають почистити свої персні та сережки – й прикраси у патині.

…Ми не віримо сучасним українським театрам, які в більшості є фальшивими. Мені потрібна така інтонація, яку ці актори не спроможні народити в собі. А цю інтонацію можуть народити Роман Скрипін, Анатолій Борсюк, Власта Шовковська, Оксана Крапка, Анатолій Ярема, Єгор Соболєв. Абсолютно феноменально репетирують Святослав Цеголко й Костя Грубич. Тому що над ними не тяжіють стандарти і штампи українського театру та класичного репертуару.

...Будучи студентом Черкаського музичного училища, приїжджав на вихідні до Києва, збирався із товариством на трикутнику біля скверика на Львівській площі, де ми пили портвейн «777».

…Багато років я (з групою товаришів) виконую ніби функцію провокатора. З'являюся в тих місцях, де може виникнути загострення.

…Київське мистецьке середовище дуже відрізняється від львівського. Останнє чітко окреслене, більш структуроване, зі своїми вершинами мистецьких гір, льодовиками й ковзанками, оазами з дивовижними квітами та широкими розлогими ріками, басейнами й усілякими каналізаційними люками. Така вертикаль львівського середовища дозволяє кожному знайти свою нішу в цій географії. А київське – химерне, як і саме місто Київ.

Я все-таки залишаюся Павлом Мацапурою, що з волі Юрія Андруховича в «Рекреаціях» був проголошений найгеніальнішим режисером усіх часів і народів. Це не лише нік-нейм моєї електронної скриньки. Це постать, це ніша, яку ми розбудували спільними зусиллями цілого покоління.

Напоминаем: сие – из заявлений самого Проскурни. Не правда ли, более чем красноречиво и откровенно? Именно так, чтобы в Одессе наверняка пожали плечами: «у матросов нет вопросов!»

А вот, что пишут уже о нем в послании министру Вовкуну, к примеру, киевляне братья Капрановы:

Невже запах нафталіну Ваш радник унюхав саме від Вашого піджака? А може, так тхнуло від строїв його колег по Нацраді – Миколи Жулинського та Леся Танюка, які також брали участь у зборах?

 А вот что пишут о Проскурне из Львова:

Львів΄яни, мабуть, ще досі пам΄ятають, як Сергій «вивихнув» їхнє місто, розфарбувавши будинки, автомобілі, трамваї, показавши пікантну виставу з голим опудалом, заселивши центр курми... Утім, навіть тепер кожен проект Проскурні стає черговим вивихом.

С одесских же «новаций» и скандалов Сергея Проскурни, как помнит читатель, мы, собственно, и начинали эти заметки…

 А напоследок я скажу…

Скоро сказка сказывается – да не скоро дело делается. И даже официального (и столь желанного, столь необходимого, столь радостного!) решения Премьер-Министра Украины, как выяснилось, оказалось поначалу недостаточно, чтобы восстановить статус-кво в легендарном театре, который неслучайно считают вторым по красоте в мире – издавна и обладающим вокалистами европейского и мирового уровня – сегодня. Еще и еще раз пришлось Юлии Владимировне Тимошенко вмешиваться в ситуацию и со свойственной ей решительностью ставить точки над «і», чтобы министр Вовкун все-таки выполнил требование Главы Правительства. Но и этого, похоже, недостаточно пану советнику министра на общественных началах. Проскурня не устает повторять, что с распоряжением главы правительства ни за что не согласится, он сетует на срыв своих гениальных прожектов, грозит судом за незаконное увольнение уже своему давнему единомышленнику и близкому другу еще со студенческих времен Василию Вовкуну. И, подобно дешевенькой театральной клаке, пара-тройка борзописцев вкупе с машинистом сцены пытаются «гнать волну» в его защиту на страницах иных газет и даже на специально заведенном интернет-сайте. (Где, не преминем подчеркнуть, и поныне ЕДИНСТВЕННАЯ публикация – это сообщение об очередной пресс-конференции Проскурни в агентстве УНИАН 21 июля с.г.)

Но почему так не хочет он возвращаться из, казалось бы, «неадекватной» Одессы в родные, если верить прописке, Черкассы?

Как проговорился экс-директор в одном из бесчисленных своих телеинтервью, которыми занялся аккурат после снятия с должности, 16 месяцев они с министром готовились к тому, чтобы Проскурня возглавил театр. И еще, оказывается, 25 декабря прошлого года, когда ни сном, ни духом не подозревали ни артисты, ни прежнее руководство, о грядущих событиях, Сергей Владиславович на заседании коллегии Министерства уже излагал концепцию своей будущей гендиректорской работы в Одесском национальном академическом театре оперы и балета и художественного руководства им.

Иными словами: сначала вся Одесса и вся Украина одиннадцать долгих лет реставрировали и возрождали к жизни мировой архитектурный шедевр, сохраняя при этом труппу энтузиастов и патриотов. Потом уже сама труппа вместе со своей дирекцией кропотливо и скрупулезно восстанавливала репертуар . И гремели овации на «Лючии ди Ламмермур» и «Трубадуре», и на триумфальных аншлагах шли «Травиата» и «Севильский цирюльник». А тем временем киевский деятель с черкасской пропиской уже спал и видел себя законодателем мод в этом Храме Искусств. Где вместо спектаклей и любимых солистов – ночные «акции-продукты» с 23 часов и позже, да белокурые путаны-кокаинистки под видом оперы Жоржа Бизе… Ой, и впрямь такая лакомая гастрольная площадочка, да еще такая «престижная», особенно для гламурной публики… Кто уж тут поспорит?! Так и напрашивается: дранг нах Одесса! Даешь блицкриг!

К счастью, у Премьер-Министра Украины оказалось иное мнение.

Спасибо Юлии Владимировне – огромное, чистое, искреннее и по-одесски горячее!

Но только чему же дальше быть в нашей истории?

Каждому – свое.

Одесскому национальному академическому театру оперы и балета, хочется искренне верить - счастливая судьба, сообразно статусу, славе и вековым традициям (200-летие свое театр будет отмечать уже совсем скоро).

Сергею Проскурне – «перевод на другую работу». Вот только позавидуешь ли завтрашним подчиненным Проскурни на этой его «другой работе»?..

Вместо послесловия.

16 августа 2009 г. на открытие нового сезона в театр прибыла Премьер-Министр Украины Ю.В.Тимошенко

Премьер напомнила, что ей удалось «защитить театр от новых «креативных» технологий» и пообещала: оперный и его нынешний руководитель и в дальнейшем могут рассчитывать на ее содействие. «Я желаю артистам и зрителям успехов и аншлагов, — сказала Юлия Тимошенко. — И просто завидую всем одесситам: ведь такая жемчужина есть только у вас. Я как Премьер-министр буду всецело поддерживать процветание театра и его стабильность — это наше общее дело».

Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
погода
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz