Публикуется по тексту книги "Бульвар Французский - кино одесское" (г.Одесса, изд-во"Друк" , 2010 г.)
ВЕРА ХОЛОДНАЯКАРДИОДРАМА...Нам предлагают громадные деньги заграничные фирмы, - значит, нас там ценят высоко. Но теперь расставаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, - больно и преступно, и я этого не сделаю...
Вера ХОЛОДНАЯ.
("Киногазета”, № 22 - май 1918 г.)
ВСТУПЛЕНИЕ - Дом Попудова? - Дом Попудова! ...Неужели? Не перепутали? Здесь, где небо дебело-синее, умирала Вера Васильевна. Угасала она и таяла не во Франции, не в Италии, а в Одессе февральско-слякотной понад нею сестрёнка плакала в этом самом доме Попудова. (Значит, верно: не перепутали). Одесситки в синематографе: - Ах, мон шер ами... - ...аутодафе!.. - ...инфлюэнция... - ...каракатица! - Что вы, право - такая грация! Фаворитка майора N-ского... Вся в легендах Преображенская. Пересудами, переахами, переслухами перепахана. Делом занят вокруг народ. А я? Аз я есьм? - Вера Холодная.*
(*Здесь и далее – см.примечания)
1.КРЕСТИНЫ По откосам виноградник хлопочет листвою.* Ходит батюшка по церкви вокруг аналоя. Гимназический учитель зовет на крестины: "Вы уж, батюшка, простите - я мечтал о сыне. Только вот не суждено ведь, эка досада! Больше дочкою одною, которой не надо б... Эх, моя бы воля, отче - я бы, для примера...” Оборвал священник: "Точка. Дочка - значит Вера. Всяк блажен, пацан и девка - только б верил свято. Хоругвь вырастет из древка. Зола станет златом. Провиденье будет ближе, сам прибавишь в весе. Дух святой поможет, иже еси на небеси, только веровай, Василий!” - отче прогундосил, натянул цивильну брылю** и поехал в гости. А в учителевом доме надрывалась криком не маркиза, и не донья, а на ж тебе - лыхо! Посіяли гайдамаки на Вкраїні жито - та не вони його жали, що мусим робити...”*** А может, и не так было, и вовсе иначе: у отца душа не ныла, и не было плача, и семья интеллигента на пороге славы палисад сняла в аренду с домиком в Полтаве И учитель знал наверно, что его дочурка дарованьем беспримерным засверкает чудно. "Быть победе!” - в дневнике он этот год отметил: в девятнадцатом столетьи - девяносто третий!****.
2.БАЛЕТ -Раз-два-три, раз-два-три, не спать! Продолжаем все танцевать! Раз-присед-два-наклон-и-встать. И-еще-разок-и-опять. Раз-два-три-четыре-и-раз, раз-два-три-четыре-и-раз. У балета один секрет: любит праведников балет. Вашей Верочке десять лет? Возражений к приему нет! Раз-два-три-четыре-и-раз, раз-два-три-четыре-и-раз. Так учили нас в училище самого Большого театра.* Балерина-балеринище, динозавтр па-де-катра! Быть известной - так заманчиво, ждать взволнованно премьеры. Словно смуглые каманчи, завлекает "Хабанера”. Но на миллион желающих Анна Павлова - единственная. Остальным - искать пристанища от Саратова до Диксона. (И как сам туда заброшенный, замерзаю на стоп-кадре: Диксон. Снег черпаю ложкой - соли пожалели, гады! Братцы, "диги” подключили бы, все ж не в первобытном веке...) Кто ты ныне, дочь учителя, балерина ли ты, Вера? Что уж из тебя танцовщица, по-полтавски ты - галушка...** Погляди на жизнь проще - будет легче, будет лучше. Собирайся-ка с оказией, педагоги, верно, право: из балета - да в гимназию, из Московии - в Полтаву. Что жалеть, чего и не было - неродившейся надежды, нераскрывшегося неба... Будь привычней, безмятежней: сколько их - тревог и горестей на дорогах к постаменту! (Дождь, как рис, хватаю горстью. "Грусть, молчи!” - какая лента...)*** Боги! Вы сегодня нищие! У Богов сманили жрицу: из балетного училища убегает ученица. Да простится, да зачтётся ей, да откупится стократно - как болезненно не хочется быть царицей па-де-катра! И не надо. Дело сделано. Полный аве. Полный амен. Проживем, что нам отмерено. - И без танцев мы - с усами.
3.СВАДЬБА - Колокольным колокольте, свадебным! Нынче свадьба у юриста!* - `На тебе! И на ком же он, потешный, женится? Не иначе, сразу на роженице? Пожурилися, небось, попид вишнею... - Ах, оставьте, это, право, лишнее. - Ну, да ладно: свадьбу судят поутру. А пока что, молодые - go to room!** И на семнадцатилетней Верочке - тяжеленная фата, аж не верится. Верочка-Верочка, а что же далее - бабе деточки, а мужу - регалии? И по мозгу пронеслось, как в тумане: - А случится что – пойдёшь снова к маме? Нет отца давно, сестренка - балетчица. И сама ты, как шальная, все мечешься. На изломе жизнь, весь век твой - изломами, исступленностью, изжогой, истомою. Слышишь, Вера, сердце бьётся-колотится.... А на свадьбе - Боже мой, что городится! Где-то кто-то на кого-то обиделся. А крупье - вместо двухсот – дал сто пятьдесят. А мадам, мадам - глядите: беременна! ...Этот фрак пошил портной в граде Бремене... ...юридические казусы тонкие... ...мужиками красна девка растолкана... - Это ж надо, это ж надо - ты да я! - Ну и дура, ну и дура - крытая. - Крыша крытая? - Откуда рабочие? - Нет секрета, просто - деньги на бочку. Заводное, как трясина, собрание. Вера-Верочка, неужто не ранена? Вот и стала ты женой, стала взрослою. - Тоста надо! Просим тоста! Эх, тоста бы! Чтобы выпить - и забыться, как водится! (Всё равно - не нам о них ведь заботиться!) ...Эта свадьба, загулявшая заполночь, перечеркивает молодость напрочь. Эта свадьба, разухабисто-долгая - как сиделки перед дальней дорогою. Эта свадьба, опьяняюще-сизая - нет уж Верочки, есть Вера Васильевна. Буйствуй, свадьба! Свирепей и наяривай! Этой свадьбе - словно девке бы: парня б ей! Эх, гуляй-теряй-прощай, сразу `всё на кон. Это, может, не закон, но зато - резон.
4.КИНО Всё то, что будет в нашей жизни ново - дадим тотчас, преграды все поправ. И новое всегда вам скажет слово наш вездесущий ки-не-ма-то-граф.* Гусиным шагом скачут по экрану войска Его Величества - Царя.** А вот - герой придворного романа, полковник надрывается: "Ур-ра-а-а!” На белый холст накатится трамвайчик. И сам себя садовник обольёт. Затравленно по лесу скачет зайчик. Рогатый муж блаженной смерти ждёт. Каренина бросается под поезд.*** Целует Стеньку Разина княжна. Отец из брюк вытаскивает пояс, чтоб сын понять мог, в чем его вина. - Ах, Верочка, в чем нынче вы снимаетесь? ...От новизны немного обалдев, статистка перед камерой измаялась, как кинодива среди кинодев. За лентой лента - вечное движение. Но зритель раскрывает вдруг секрет: - Глядите, господа, с каким волнением артистка исполняет сей сюжет! Она же влюблена в партнера по уши! За ним - хоть на край света побежит. И этот взгляд, из-под вуали брошенный - не думаю, что он бывает сыт.. Хоть повези в Америку - понравится и там. Так делает истерику - не верится глазам. Глаза такие жгучие, что мы б спросить могли: а не было ли случая, чтоб фильм они прожгли? Артистка превосходная, вот мненье москвича. Фамилия - Холодная. Игра же - горяча.**** - И что, вы так считаете? - О, да, и не один! - Ну. это - слишком, знаете, не стыдно вам седин. - Ах, господа, я рассужу вас здраво: я как-никак, снимаю сам кино... Натурщица Холодная - на славу! - Натурщица! Вот то-то и оно! - Хоть я и сам её снимаю часто - тем более, оно виднее мне! - А вы, пардон, за белых, иль за красных? Какой цветок стоит у вас в окне? По городу гуляют интервенты. И кажется, уже не до кино. И патронташи, а не киноленты надеть придётся вместо кимоно.
А по экрану двое музыкантов к далекому особняку бредут, где скульптор, не обиженный талантом, не в силах разорвать любовных пут. "Молчи же, грусть, молчи, моя родная! Не тронь,- взывает скрипка,- старых ран...”***** Во МХАТе режиссёр пенсне снимает и репортёру излагает план: - Холодная - звезда моей системы, ей Катерину бы играть в "Грозе”, а заодно - флоберовскую Эмму...****** (И "по системе” кушает безе). А на Константинополь из Одессы бегут рантье, поэты и князья. Бегут киноактёры и повесы. Бежать нельзя, и не бежать нельзя. Метаться ли от берега до брега, примкнувше-непримкнувшей быть ещё одновременно Альфой и Омегой, кинонадеждой и кинолучом, кинозвездой и кинооткровеньем, мечтой мильонов лейтенантских снов, а главное - и это без сомненья! - Актрисой Времени большевиков.
5.ПОСТ-ФАКТУМ Кто нас оградит от легавых легенд? Со времени греческих славных календ, со времени римских легатов мир тонет в потоках сует и словес. Дремучий и желчный безжизненный лес, откуда нет хода обратно! - Вера Холодная - супершпионка! - Вамп во дворянстве! - Шлюха в шиньоне! - Сброшена в волны Чёрного моря с катера, что в пограничном дозоре. - Ее любовник Гришин-Алмазов верно сумел разобраться сразу: взял на второе индейку в кляре, на третье - подал бокал с кураре.* А вот мсье Энно (он французский консул) на неандертальском с нижегородским клянётся ей до потери пульса: - Ах, моя Верочка, милый пупсик! Их бин аморе - не аморалес (вы б революцией не замарались!) Я шлю вам, Вера, букетик лилий - (чтоб мои лилии вас убили!)** Пусть в этих бреднях правды ни грана - на них... выстраивают романы. Кто нас оградит от легавых легенд? Со времени греческих славных календ, со времени римских легатов мир тонет в потоках сует и словес. Дремучий и желчный безжалостный лес, откуда нет хода обратно!
Очередь. В кассу. А на кого? На звон кафедральных колоколов. Вынос - ровно в двенадцать дня.*** Кого хоронят - уж не меня ль? О, девятнадцатый этот год - вся коммерция наоборот. За городом - шашки. В городе - пули. Вот и ещё одну свечку задули. - Боже, какая она молодая! И за что же так люди страдают... - А от чего умерла? От испанки? - От инфлюэнции с Молдаванки. - Да уж, народу пришло нивроко. - Похороны, гляжу я, в стиле "барокко” - покойница ведала толк в искусстве? (Боже мой, какое кощунство! Боже праведный, покарай - и не в ад направляй, а в рай!) Кто нас оградит от легавых легенд? Со времени греческих славных календ, со времени римских легатов мир тонет в потоках сует и словес. Дремучий и желчный отверженный лес, откуда нет хода обратно!
Годы минули. В парке - могила: так, без надгробья (когда-то было).**** Жизнь на экране - рентгенограмма. Кардиолента. Осциллодрама. Коммуникабельность нынче не в моде. Куда моднее - разок по морде. ...Ретроспектива. И вот с экрана - глаза, что умерли очень рано. В лентах киносредневековья - горячий сгусток души и крови... Канны. "Боинг”. Разбег на старте. Память - дедам на земле оставьте: памяти в воздухе - мало места. Пить до беспамятства - интересно, пить - как верблюд, как барбос, как мерин. Пить - и травить анекдот о Вере: - Вера Холодная - героиня самоубийства и героина!*****
Кто нас оградит от легавых легенд? Со времени греческих славных календ, со времени римских легатов мир тонет в потоках сует и словес. Дремучий и желчный бесчувственный лес, откуда нет хода обратно!
Примечания:
Вступление. * ”Холодная Вера Васильевна. Русская киноактриса. Играла главным образом в салонных драмах и мелодрамах, создавая обаятельные лирические образы красивой женщины, обманутой или покинутой” . (Кинословарь, 1970 г.)
1.Крестины * Э.Багрицкий. "Дума про Опанаса” (цитата). ** Брыля, брыль (украинск.) - широкополая шляпа *** Т.Шевченко. "Гайдамаки” (цитата). **** 9 августа 1893 г. в семье учителя одной из полтавских гимназий Василия Левченко родилась дочь Вера.
2.Балет * Вскоре после смерти отца семья переезжает в Москву. Сестер Веру и Софью родственники отдают в балетную школу при Большом театре, которую Вера впоследствии бросает. Софья же, окончив эту школу, становится одним из первых профессиональных хореографов в России. ** "Полтавской галушкой” Веру прозвала мать за ее небывалый аппетит. *** "Молчи, грусть, молчи!”-фильм П.Чардынина с участием В.Холодной. О сюжете фильма - см. сноску "Кино. *****”
3.Свадьба. * В 1910 г. Вера выходит замуж за бедного юриста Владимира Холодного. Друзья семьи Левченко осудили этот ранний брак.
** Go to room (англ.) - идите в комнату. 4.Кино * Киноафиша А.Дранкова, 1912 (цитата)
** Перечислены сюжеты ряда фильмов начала века. *** Осенью 1914 г. В.Холодная дебютирует эпизодической ролью итальянки в фильме "Анна Каренина”. Режиссер фильма В.Гардин помечает в дневнике: "Ничего не выйдет”. Менее года спустя, снявшись в главной роли в фильме "Песнь торжествующей любви”, В.Холодная - первая актриса русского кино. **** "Киножурнал”, 28 июля 1916 г. (цитата). ***** Сюжет фильма "Молчи, грусть, молчи!” ****** Увидев фильм "Живой труп”, К.С.Станиславский пригласил В.В.Холодную в Художественный театр и предложил роль Катерины в "Грозе”. Актриса отказалась.
5.Пост-фактум * "Версия” Юрия Смолича (роман "Рассвет над морем”). ** "Версия” Григория Плоткина (пьеса "На рассвете”) *** 17 февраля 1919 г. Вера Холодная умирает от "испанки”. 19 февраля 1919 г. - вынос тела, отпевание в соборе, похороны. **** Могила В.Холодной на территории нынешнего ПКиО им.Ильича в Одессе не обозначена и забыта. Не было мемориальной доски и на быв.доме Попудовой, где вместе с матерью и сестрой В.В.Холодная провела свои последние годы. (С 1995 г.– площадь с этим домом носит имя В.Холодной) ***** А.А.Вознесенский. "Монолог Мэрлин Монро” (цитата).
Москва, 1968
|