МАЙОР ОЛЕГ, или Судьба резидента-2005 Публикация: "Золотая Ника" - № 2, 2011 г.
http://mbf--ave.ucoz.ru/goldnika/GoldNika2011.pdf - стр.117-127 (окончание)
3. «ФОРД» ИЗ
ОДЕССЫ
Официальная сдача телефильма «Двое в песках»
Центральному телевидению в Останкине прошла, вроде бы, успешно. Замечаний по
ходу просмотра, как это нередко случается в подобных случаях, не звучало. Вот
разве что непривычно-выжидательно вели себя руководители Гостелерадио СССР,
явно пытаясь уступить пальму первенства в итоговой оценке фильма невысокого
роста и очень плотного сложения человеку лет шестидесяти в штатском. Да и многочисленная его свита суетилась, словно бы
пытаясь предугадать малейшее желание шефа.
А сам мужчина не обращал на свиту ни малейшего
внимания и, то и дело привычно поглаживая наголо бритую голову, непринуждённо и
живо интересовался: как снимали тот или иной эпизод? довольны ли остались
кинематографисты солдатами, приставленными в качестве обслуги к киногруппе во
время съёмок в Каракумах? И вдруг спросил «в лоб»:
- Ну, а наших
людей там не встречали?
Именно так, особо педалировал он слово «наших». А
в том, кого имел он в виду, сомневаться не приходилось: ведь перед началом
просмотра нам шепнули, что в зале будет присутствовать лично начальник Главного
Разведывательного Управления СССР, генерал армии Г-ов.
Собственно, жаловаться на дефицит общения с
военачальниками в самых высоких званиях и рангах за время работы над лентой
«Двое в песках» нам было бы грешно. На разных этапах и по разным поводам только
ваш покорный слуга, в частности, встречал и с Начальником ГлавПУРа СССР -
генералом армии Епишевым, и с его первым заместителем, ставшим вскоре «живой
легендой» перестроечного времени - генерал-полковником Волкогоновым. А было и так,
что непосредственно патронировавший производство картины генерал армии
Стрельцов прибыл к нам на инспекцию в барханы… с несколькими кочанами капусты и
парой авосек картошки. Видимо, ему успели доложить, что одесские киношники
буквально изнемогали от бесконечной осетрины изо дня в день в течение трёх
месяцев подряд, вот и решил военачальник осчастливить нас той снедью, что уже
воспринималась киногруппой как недоступные деликатесы.
Впрочем, единственным, кто в тот день не
растерялся, увидев командующего округом с капустой и картошкой в руках, - был
Олег. В неизменных «адидасовских» шароварах и в майорском кителе на голый торс
он обнялся с высоким гостем, как добрый знакомый - и они пошли негромко обсуждать
что-то своё, не подвластное, видно, законам субординации. В свою очередь, и мы
уже не дивились этому безусловному
нарушению воинской иерархии: каждому было ясно, что Олег - такой же
«обычный майор», как любой из нас - Папа
Римский, было.
Однако же, вернёмся к вопросу начальника ГРУ в
Останкине:
- Ну, а наших
людей там не встречали?
Директор съёмочной группы Юрий Каменский и
режиссёр-постановщик Вадим Лысенко молча переглянулись.
- Вы об Олеге? - спросил генерала автор этих
строк.
- Чудесный он парень, правда же? – расплылся в
улыбке начальник крупнейшей спецслужбы страны. И по слогам подчеркнул:
- Чу-дес-ный! Стопроцентно наш кадр!
Итак, официальное подтверждение того, кем был
неожиданный каракумский благодетель кинематографистов, состоялось.
А на следующее утро я бродил по Ленинским горам с
Таней, женой Олега, с которой был знаком ещё с того самого дня, когда я
нанёс-таки визит отцу Олега и ей. (И впрямь: обещанную мне по телефону отцом
Олега фаршированную шейку Таня готовила отменно!) Обнаружили мы с Татьяной и
общую знакомую - Марину Майко, жену Димы Харатьяна. Таня говорила, что после
отъезда из Одессы её свёкор, профессор, возглавил одно из спецуправлений МИДа
СССР и быстро адаптировался в Москве. А вот сама она по-прежнему «спит и видит»
пляж на десятой станции Большого Фонтана, где ещё девчонкой проводила лето за
летом. Поделилась новостью: Олег вскоре может приехать на две-три недели в
Москву, навестить семью.
- А где он сейчас? – спросил я.
- В Центральной Европе… - сказала она. И не понять
было: то ли сама не знает точнее, то ли не велено ей «раскрывать
государственную тайну». А Таня, словно для самоуспокоения, добавила:
- Собственно, к Европам ему не привыкать…
Гораздо позже я узнал, что речь в тот день шла о
Германии.
О том, что в числе прежних служебных плацдармов её
супруга была Скандинавия, я уже знал. Знал и о том, что особую миссию выполнял
он во время военного конфликта Англии и Аргентины на Мальвинах: в каракумском
его бунгало об этом свидетельствовала уйма фотографий. Знал я, что были у Олега
дела в Колумбии. И что московское
начальство именно в его колумбийской «командировке» не разрешило ему
осуществить одну шальную, ещё с юности, мечту.
Убеждён: это неправда, что у разведчиков заведомо
не может быть пристрастий и увлечений. У любого человека есть слабости. Даже
Штирлиц – и тот 23 февраля не в силах был отказать себе в печёной картошке под
невразумительное мурлыканье старой русской песни.
У Олега была страсть: автомашины. Издавна хотелось
ему, чтобы любимая женщина ездила на чёрном «Форде». И вот чёрный «Форд» ему
подарили. Но забирать его с собой Центр запретил.
Зато спустя годы, скрываясь от жары и пыли под
кондиционером в гостиничном номере далёкого среднеазиатского городка, я услышал
телефонный звонок. В трубке звучал голос Олега:
- Я за тобой заскочу, поедем туда, где нет ни
жары, ни пыли. Жди сигнала!
Через четверть часа прямо под окном у меня
раздался… матчиш. Да-да, тот самый старинный автомобильный клаксон, что
буквально сводил с ума одесских девчонок на заре туманной юности наших
прабабушек.
Я вышел на улицу. У гостиничного подъезда стоял
чёрный «Форд».
- Глянь-ка на номер! – кивнул мне Олег через
открытую дверцу.
Номерной знак привёл меня в изумление: 01-09 ОЕЕ.
- У тебя - что, везде, во всех городах машины под
номером 01-09? – сразу вспомнилась мне «Чайка» под дождём в Домодедове.
- Увы, не везде удаётся одесские номера вешать, -
усмехнулся он.
- А начальник одесского ГАИ об этой машине знает? -
наивно поинтересовался я.
- Да зачем это ему, мы же с ним по разным
ведомствам служим! – пожал плечами Олег. - Ладно, поехали. У меня пару часов
свободных есть.
И мы отправились на соляное озеро, что впору
назвать десятым чудом света, если к семи общеизвестным добавить, в качестве
восьмого, нашу с Олегом родную Одессу, а в качестве девятого - самого Олега.
На обратном пути я чуть-чуть узнал об афганской
одиссее Олега. Это и вовсе особая
история, детали, связки и поворотные моменты которой стали мне известны,
однако, совсем даже не от него самого, а от московского сценариста
несостоявшегося фильма много лет спустя. История, почти тютелька-в-тютельку та,
что воспроизведена в телесериале «Сармат», но… с точностью до наоборот, если
судить с позиций общечеловеческой морали и порядочности. Не хочу спорить с
талантливыми и высокопрофессиональными авторами «Сармата» - прозаиком
Александром Звягинцевым и режиссёром Игорем Талпой. В конце концов, ни имени
Олега, ни, тем более, его фамилии они не называли с экрана. И, безусловно,
имели они, авторы, стопроцентное право на создание телесериала в той сюжетной
спирали и в том ракурсе, что привлекли к их детищу благодарное зрительское
внимание.
Между тем, как раз того сюжетного ответвления, что
связано с Олегом и выведено в «Сармате» для персонажа по имени Вадим, - в том,
старом московском сценарии, не было. Очевидно, к этому и относились ставшие
поистине ключевыми слова сценариста, ушедшего из отечественной спецслужбы во
французский бизнес:
- Никого из ныне действующих по прямому профилю
наших ребят я не засвечиваю. Так что совесть у меня чиста.
О том, насколько может быть чиста совесть у
разведчика, говорили мы и с Олегом. Это было, когда мне вспомнилось об
удивительнейшем человеке, о котором незадолго до того впервые услышал я от
Иосифа Кобзона.
4.чужие
сРЕДИ своих.
Иосиф Давыдович Кобзон торопился: надвигалась ночь, а ему ещё
предстояло мчаться на своём видавшем виды «Мерседесе» за несколько сотен
километров от Одессы - к родителям, с которыми не виделся он уже месяца
полтора. Ведь в Ялту, откуда я «вытаскивал» его для записи песен в одесском
телефильме «Взять живым», он примчался на два давным-давно запланированных
концертных дня из Москвы, но и в самой-то Москве успел провести разве что пару
часов - транзитом из Афганистана. А уж Афган, с концертами для солдат прямо в
кузове грузовика с откинутыми бортами, в ту пору, в начале восьмидесятых, был
для Кобзона, пожалуй, не менее святой Меккой, нежели родительские пенаты. И -
глубокой сердечной болью. Потому что, конечно же, Кобзон знал и собственными
глазами видел там куда больше того, о чём кастрированно-лакированными клише вещали дикторы телевидения и радио.
Но вот песни записаны. И за стаканом водки и
булкой с куском колбасы мы сидим в маленькой комнатке съёмочной группы на
четвёртом этаже киностудии. Вдруг Иосиф Давыдович тянется к телефонной трубке:
- Господи, я же в Одессе… Чуть не забыл позвонить…
Увы, телефон упрямо выдает длинный зуммер: на
другом конце провода трубку не снимают.
- На даче он, наверное… Интересно, как там у него
со здоровьем - а то хандрил Лев Николаич в последнее время…
- Лев Николаич? Неужели Толстой? - пошутил
администратор нашей киногруппы Боря Кильметов.
- Нет, ребята. Не Толстой. Но, поверьте, личность
тоже легендарная.
И Кобзон рассказал о генерале Льве Николаевиче
Горелове - одессите, которого в Одессе практически никто и не знал.
Руководитель группы советских военных советников в Афганистане, он был личным
другом президента Хафизуллы Амина и чуть ли не с пеной на губах доказывал на
заседании политбюро ЦК КПСС, что начинать интервенцию в Афганистане - смерти
подобно для Кремля. Тогда разъярённый генсек Брежнев прошамкал:
- Вот вы, генерал, и будете туда войска наши
вводить!
«Просто прокремлёвского» президента Амина объявили
платным агентом ЦРУ, чтобы заменить его «ещё более прокремлёвским» Бабраком
Кармалем. И группа офицеров КГБ уничтожила афганца Амина, а заодно - и своих же соотечественников, разве что внедрённых в его
ближайшее окружение другими советскими спецслужбами. Нашла коса на камень.
Схлестнулись «сопредельные ведомства» одной и той же страны – СССР.
Сегодня этим никого не удивишь. На переделе сфер
влияния и баснословных денег между большими начальниками и просто начальничками
всяческих «контор глубокого бурения», как издавна звали олицетворявшую
спецслужбы Лубянку, построены сюжеты
многих фильмов. Да только передел этот, как принято в России, был
кровавым. Гибли тысячи и десятки тысяч людей.
Генерал Горелов, для которого понятия человеческой
и офицерской чести отнюдь не были пустым звуком, не мог простить этого верному андроповскому
инквизитору - шефу КГБ Крючкову. И не простил! Взбешённый Крючков устроил
настоящую охоту на Горелова, но Лев Николаевич, как видно, родился под
счастливою звездой. И уцелел.
Понятно, что тогда, на излёте брежневского застоя,
говорить обо всём этом вслух было нельзя. Правда, в августе 91-го, когда
Крючков оказался, наконец-то, «на своём законном месте» - в тюремной камере
«Матросской Тишины», Москва стала кое-что рассекречивать. Но ненадолго. Уже в
наши дни полковник-гебист Путин восстановил на фасаде Лубянки барельеф главного
гебиста страны Андропова и первым возложил к нему цветы. 81-летнего генерала
армии Крючкова российский президент призвал к себе в советники…
А со Львом Николаевичем Гореловым - искреннее
спасибо Кобзону за оставленный в 1982 году номер телефона! – через 11 лет мне
посчастливилось вести сорокаминутное интервью в прямом телеэфире. Удивительного
обаяния, редкостной интеллигентности и блестящего остроумия человек, он
рассказывал об Афгане, о друзьях, вспоминал о головоломных (ни одному сценаристу
таких не придумать!) операциях. Сетовал, что нет под рукой изданного о нём в
Америке документального романа Генриха Боровика, что нет с собою копии тоже в
Америке снятого о нём же, Горелове, целого фильма. Оставил мне на память
несколько фотографий своих - из Афгана. Потом, ещё много лет спустя, идеей
написать о генерале увлёк я давнего друга - прекрасного журналиста Сашу Левита,
даже отдал ему гореловские фотографии. Но по чьей-то злой воле у Саши произошла
дома трагедия, и вернулся он из командировки уже не в квартиру свою обжитую, а
буквально на пепелище. Разве ж тут до тех снимков?! Надеюсь, если Лев
Николаевич, и ныне здравствующий в Одессе, прочитает эти строки - он простит их
автора за так и не возвращённые фотографии…
Впрочем, мы ведь говорили о Кобзоне, не так ли?
Так вот, в поздний летний вечер 82-го года на
киностудии, разворошив собственную память об Афгане, Иосиф Давыдович
обмолвился: начинают основательно пошаливать нервишки. И тут уже я продиктовал
ему несколько телефонных номеров в Москве и Ленинграде. По ним Кобзон мог
связаться с Вадимом Борисовичем В-вым, генерал-полковником и академиком,
который жил в Ленинграде, а работал в Москве. У этого человека, профессионально
и на самом высоком уровне связанного с космическими исследованиями, друзья - специалисты-психологи
Института медико-биологических проблем - за две-три недели не только успешно
снимали самый жестокий стресс, но и вообще могли научить любого самовоспитанию
олимпийского хладнокровия. И, в частности, автор этих строк успел напроситься
на его протекцию, как только закончится работа над картиной «Взять живым». Да
ведь и познакомились мы с ним на этом фильме: многолетним увлечением Вадима
Борисовича была… история военного костюма. И он с удовольствием принял
предложение консультировать нашу киногруппу как раз по этим вопросам.
Словом, памятуя о принципе «помоги ближнему» -
отрекомендовал я Вадима Борисовича, с его связями в мире космических психологов-эскулапов, и Кобзону.
Не знаю, вспомнил ли знаменитый певец о переданных
ему номерах, но только 7 ноября 1982 года я сам позвонил на ленинградскую
квартиру Вадима Борисовича: поздравить с октябрьскими праздниками и заодно
сообщить, что «созрел» для приведения в порядок собственной нервной системы.
Трубку взял его сын. Он долго расспрашивал, кто
звонит, по какому поводу, а потом с трудом выдавил:
- Папы нет.
- А-а, он в Москве? – беззаботно спросил я, зная
место работы отца моего собеседника. - Даже в праздники работает?
- Нет… Его вообще нет… Извините…
О том, что произошло с академиком и
генерал-полковником Вадимом Борисовичем В-м, о его жуткой, за гранью мистики,
трагической гибели не было ни слова в газетах и радиотелевизионном эфире. Лишь
светлой памяти Дмитрий Антонович Волкогонов сказал мне около года спустя:
- Обещаю вам, Евгений, вы об этом узнаете. Но… к
сожалению, очень нескоро. У нас ведь принято считать, что во внеземные
цивилизации одни сумасшедшие верят.
Только вот этих «сумасшедших» почему-то не в Минздраве лечат, а в КГБ. Тем
более, когда эти «сумасшедшие» - такие, как человек, о котором вы
спрашиваете…
И всё же, правду о происшедшем с Вадимом
Борисовичем узнал я раньше, чем
предполагал Д.А.Волкогонов.
И на этом примере лишний раз убедился: стремясь
остаться настоящим человеком, порою поневоле окажешься «чужим среди своих».
Счастье, что, после всех выпавших на его долю перипетий, выжил генерал Лев Николаевич
Горелов!
Генерал же Вадим Борисович В-в за то, не
поступился честью и порядочностью, расплатился жизнью. Его Лубянка сумела «достать», и достать, что называется,
по полной программе.
А правду об этом знал Олег...
5.ОБЕСЦЕНЕННЫЕ
ЗВЁЗДЫ.
Академик Вадим Борисович В-в любил цитировать
гениальный афоризм Пифагора, повторенный впоследствии Леонардо: в каждой науке
столько науки, и в каждой истине столько истины, сколько в них математики. И, располагая
информацией, которая с сугубо математической неопровержимостью доказывала
возможность существования более высокой цивилизации, нежели наша, - он и
обсуждал её открыто. Тут-то и возникала проблема: кремлёвско-лубянская
идеология категорически утверждала, что более высокой ступени человеческого
развития, нежели советская, нет и быть не может – по определению: не может быть
такого никогда, и точка. Помните же: «Россия - родина слонов», а «учение Маркса
всесильно, потому что оно верно». (И даже… «Советская журналистика является
самой передовой в мире потому, что она прогрессивна!» - именно так, уже не случайной тавтологией, а убийственным
анекдотом звучала первая фраза в учебнике по профилирующей дисциплине на
журфаке МГУ, где учился автор этих строк).
Вадима Борисовича пытались «наставить на путь
истинный». С ним «беседовали», ему «разъясняли». А он - «не понимал». Да ещё,
ко всему прочему, «интернациональную помощь» Афганистану вслух называл
«интервенциональной».
Академику предстояла зарубежная командировка с
выступлением на международной конференции. А пресловутые искусствоведы в штатском «попросили» его сообщить о том, что он,
во-первых, чересчур занят текущей работой, а во-вторых - плохо себя чувствует. Он
отказался. Ему впрямую напомнили, что он - генерал-полковник, то-есть человек
военный, а значит - обязан подчиняться приказу. И Вадим Борисович в тот же день
передал организаторам форума… подтверждение своего прибытия и участия.
Главному разведуправлению поставили задачу «обеспечить
решение вопроса». Но что-то, как говаривал Штирлиц, то ли не сложилось, то ли
не состыковалось. Уверенности в успешном результате спецоперации у её
инициаторов не было. И в дело вступили люди из КГБ.
Вадим Борисович в очередной раз собирался из
ленинградской квартиры в московский кабинет, но чуть ли не впервые в жизни…
опоздал на поезд. И вернулся домой. А поезд Москва-Ленинград, знаменитая
«Красная стрела», попал в аварию. Без академика. Конечно же, авария была «случайной».
Мол, с кем не бывает?! Собственно, ни раньше, ни позже именно с «Красной
стрелой» ничего подобного и не было. Так, быть может, подлинной случайностью стало
как раз непредвиденное отсутствие академика В-ва в числе её пассажиров?
На следующий день он приехал на вокзал вовремя. И
поезд ушёл точно по расписанию. И прибыл в Москву минута-в-минуту. На Комсомольской
площади Вадим Борисович сел в зелёную «Волгу» и поехал на работу. Через
несколько кварталов из-за угла выскочил тяжёлый грузовик, бешеным ударом смял
«Волгу», мгновенно убив её водителя и пассажира - и исчез. Разумеется, ни
грузовика, ни его шофёра «случайно» так и не нашли, И даже номер грузовика
остался неизвестен. Тоже, понятное дело, «случайно».
В течение сорока восьми часов с момента этого
происшествия от «случайного» инфаркта скончался кое-кто из титулованных специалистов
КГБ «по особым вопросам», и к летальному исходу привели его подчинённого «случайно» отказавшие тормоза в
личных «Жигулях». Ещё один их коллега «случайно» исчез из Москвы, потом
объявился за границей и быстро-быстро получил там политическое убежище. Лубянка
и Кремль потребовали выдачи предателя,
потом его даже заочно судили и приговорили к высшей мере. Зато он остался жив.
А через десять дней, что называется, «своим ходом»
и вполне естественным путём отправился в мир иной лично дорогой товарищ Леонид
Ильич Брежнев. И тут было уже не до обстоятельств «случайной» гибели академика
В-ва.
Опыт подобных операций в КГБ нарабатывался годами
и апробировался на величайшем артисте и режиссёре Соломоне Михоэлсе, на любимом
земляками партийном лидере Петре Машерове… Недаром, знать, приснопамятный
специалист по разработке и осуществлению такого рода «мероприятий» Павел
Судоплатов дослужился на Лубянке аж до генеральских погон.
Или это – тоже случайное совпадение?
В самом деле: множество случайностей бывало и в
кинематографической жизни, и зачастую именно эти случайности оказывались
буквально вещими; иногда в их результате даже рождались шедевры – такие, к
примеру, как экранная походка профессора Плейшнера в «17 мгновениях весны».
Но Плейшнера придумал Юлиан Семёнов, а любимцем
миллионов сделал его приглашённый Татьяной Лиозновой феноменальный Евгений
Евстигнеев.
Олег – это реальность.
Так вот. Олег, помнится, не раз подчёркивал: как в
разных ведомствах служат он и начальник одесского ГАИ - точно так же и в разных
ведомствах служат он и «борцы против диссидентов».
- Олег, а
ты имел отношение к подобным вещам?
- Нет.
Никогда.
- Но ты
знал о них?
- А что
ты хочешь услышать?!
Афганская война ушла в прошлое, и, слава Богу, ни
в Афган, ни в Чечню никто уже не погонит сегодня наших 18-20-летних
соотечественников. Для моей внучки события в телесериале «Сармат», ставшем
случайной отправной точкой для этой публикации, такое же преданье старины
глубокой, как для её деда - история Куликовской битвы.
Вадим в «Сармате» выбрасывает на дно морское свою
Звезду Героя.
За очень много лет до премьеры «Сармата» Олег
рассказывал мне о совершенно реальном человеке, который поступил подобным
образом.
Так что же, вконец обесценены награды?
Когда-то молодые дружно потешались над присвоением
звания Героя Советского Союза египтянину Гамалю Абдель Насеру и алжирцу Ахмеду
Бен Белле. Настоящие герои войны возмущались, многие не скрывали слёз от
бессилия повлиять на беспредельное кощунство.
На государственном мемориальном погосте в Москве
венок от имени первого лица России возлагают к надгробию Рамора Меркадера, получившего
Золотую Звезду за то, что ударом ледоруба по голове зверски убил жившего в
Мексике почти беспомощного старика Льва Троцкого.
Впрочем, и о Меркадере тоже было кино, и не одно
даже. Обесценены не только награды. Слово «резидент» для нынешних молодых
обозначает исключительно бизнесмена, работающего в своей стране.
Может быть, я ошибаюсь, и поразительное совпадение
московского сценария 15-летней давности с «Сарматом» - всего лишь ещё одно
свидетельство повсеместного клиширования киносюжетов?
Правду ли рассказывал мне Олег, да и с чего бы это
ему так нежданно-негаданно «раскрываться» и «самозасвечиваться»?
Я не знаю, где находится Олег сегодня. Мы с ним не
виделись уже много лет. Но, учитывая возраст его, опыт и реноме, весьма
вероятно, что он и нынче «действует по прямому профилю». Отсюда, конечно же,
фрагментарность и заметная незаконченность каждого из эпизодов, имеющих
отношение к нему (и не только к нему!) и описанных мною. И вопросы, оставленные
без ответов.
Я не стану ничего утверждать. Возможны и
совпадения. Даже такие.
Только вот телесериалов как не любил, так и не
люблю. Уж извините, имею право и на такое мнение, не правда ли?
И - самое
последнее.
Сию секунду, поздним вечером в самом конце октября
2005 года, когда пишутся эти строки, с экрана телевизора доносится реклама.
Словно у чревовещателя, полузагробный голос вещает:
- Их настоящих имён не знает никто. Но они
действуют для того, чтобы победить…
Стрельба, кровь, голые девочки. Одним словом,
новый сериал.
А потом - реклама дезодоранта, которым, надо
понимать, пользуются его герои, когда между выстрелами ублажают голых девочек.
Октябрь
2005 г.
|